среда, 15 декабря 2010 г.

Строительство мостов

Послойную планировку грунта при отсыпке в насыпь при разработке выемок, а также отделку откосов насыпей, выемок и резервов производят тяжелыми автогрейдерами или прицепными грейдерами с откосниками и уширителями отвала, скребками на стреле экскаватора или экскаваторами-планировщиками с телескопической стрелой (при насыпях высотой более 3,5 м и глубоких выемках), а также специальными откосоотделочными машинами.
Укрепление откосов насыпей и обочин выполняют: гидропосевом трав с мульчированием, засевом долголетних трав с планировкой, одерновкой, сборными плитами, пыевмонабрызгом, слоем гравия или укрепленного грунта. На укрепительных работах применяют: автомобильную гидросеялку типа ДЗ-16 (ЦНИИС), агрегаты для травосеяния, автогудронаторы с выносным шлангом, автокраны, шприц-машины с компрессорами, разные уплотняющие машины.
Существуют и другие способы укрепления откосов земляного полотна, применяемые реже и в соответствии с местными условиями: укладка защитного слоя из глины, шлакоглинобетона и щебня; одерновка в клетку и в стенку (чаще - сплошная); каменная аброска или мощение одиночное, двойное и в клетку; машинные укрепления; бутовая кладка; литой асфальт; асфальтовые плиты на песчаном основании; цементобетонные плиты на щебеночном или гравийном основании. Большинство из перечисленных способов укрепления - трудоемки, укладка выполняется вручную.
Посев трав на откосах земляного полотна допускается смеси: (ориентировочно): на 4,5-5 л воды- до I д битумной эмульсии и до 0,2 кг соломы целлюлозы или до 0.4 кг опилок; норма высева семян - 34,5 кг на 1 га площади укрепления.
Строительство малых мостов и труб на автомобильных дорогах. Организация и механизация строительства малых мостов и труб. Неотъемлемой частью любой автомобильной дороги являются искусственные сооружения. Их строительство - это большое инженерное и творческое искусство. Высокое качество этих сооружений определяет безпрепятственное движение по дорогам автомобилей в любое время года.
Среди основных искусственных сооружений различают: большие и средние мосты, малые мосты и. трубы и многие другие виды инженерных конструкций (эстакады, путепроводы, галереи, дамбы, регуляционные сооружения, подпорные стенки и т. д.). Большие, в ряде случаев и средние мосты, как правило, строят специализированные мостостроительные организации, а малые мосты и трубы, количество которых преобладает на автомобильных дорогах (в среднем одно такое сооружение на 1 км дороги), строят по типовым проектам . дорожно-строительные организации силами своих подразделений.
Современное строительство мостов и труб основано на индустриальном методе - полная заготовка отдельных элементов сооружений на заводах или полигонах железобетонных изделий дорожно-строительных трестов или управлений строительства с выполнением на объекте только строительно-монтажных работ.
Расположение, мощность и оборудование полигонов должны определяться в проекте организации строительства дороги. Постройка малых мостов и труб входит в комплексный поток по строительству автомобильных дорог и взаимосвязана с ним. Малые мосты и трубы (а также, как правило, средние, мосты) надлежит возводить до отсыпки земляного полотна автомобильной дороги с помощью передвижных механизированных колонн или звеньев, включаемых в комплексный поток строительства дороги.
При строительстве мостов и труб должна быть обеспечена защита их от воздействия паводковых и ливневых вод, ледохода и т. п.
При постройке ряда однотипных малых мостов или труб целесообразно организовать специализированные бригады на основе поточного метода, закрепляемые за отдельным видом мостостроительных работ: забивка свай, возведение опор, монтаж пролетных строений, устройство фундаментов, монтаж элементов водопропускных труб, устройство гидроизоляции. Также целесообразно организовывать специализированные комплексные бригады для возведения всего сооружения в целом (малых мостов, труб).
Специальные транспортные средства при строительстве мостов и труб обеспечивают доставку готовых элементов конструкций для сборки их на месте постройки. При дальности возки не более 100 км целесообразно использовать автомобили.
Готовые элементы можно перевозить: при длине элемента до 4 м - в кузове автомобиля, более 4 м - на автомобилях с прицепами или полуприцепами, тяжелые элементы массой более 15 т- на специально оборудованных трейлерах.
Кольца круглых труб перевозят на бортовых автомобилях типа ЗИЛ и ЯАЗ; при отверстии 0,5-0,75 м - по 4 шт.; при отверстии 1,0-1,25 м - по 2 шт.; при отверстии 1,5 м - по 1 шт. В зимний период для перевозки элементов сооружений могут быть использованы тракторные сани и тягачи-вездеходы.
Для малых мостов применяют свайные и стоечные опоры на свайном основании. В основном используют железобетонные сваи сечением 30X35 и 35X35 см и длиной 6-12 м; забивают сваи с подмостей или с земли копрами или молотами.
Способ монтажа пролетных строений малых мостов и средства механизации определяет проект. Пролетные строения длиной до 12 м наиболее эффективно монтировать стреловыми кранами. Площадка, по которой перемещается кран, должна быть спланирована и грунт уплотнен. Балки крайних пролетных строений устанавливают на опоры краном до отсыпки конусов и сопрягающей части подходов. Кран может перемещаться по пролетному строению после омоноличивания всех балок.
При необходимости перемещения крана по неомоноличенному пролетному строению устанавливают для его пропуска колеи из деревянных щитов.
При отсыпке насыпи земляного полотна до установки блоков пролетного строения между опорами и заборными стенками должны быть установлены распорки из дерева (диаметром 26 см) у каждой железобетонной сваи. Смонтированные пролетные строения принимают с оценкой качества работ, соответствия их проекту и готовности к загружению контрольными нагрузками. Приемку всех работ по устройству котлованов, свайных фундаментов и опор, по монтажу пролетных строений и звеньев труб оформляют актом.
1. Не учтено время, необходимое для производства укрепительных работ, отсыпки и мощения конусов, устройства регуляционных сооружений, а также для устройства дорожного покрытия на мостах. Сроки постройки также не включают время, требуемое на переезды, обустройство и подготовительные работы.
2. Время постройки предусмотрено для типовых малых искусственных сооружений. При строительстве в особых условиях или в больших объемах на производство работ составляют индивидуальный график.
3. Сроки сооружении малых (и средних) сборных мостов для габарита Г-7 в числителе, а для Г-8 в знаменателе.
Отсыпку насыпи производят «с головы» автомобилями-самосвалами, думперами, транспортерами (конвейерами) большой длины, рельсовым транспортом, Продольное перемещение грунта допускают только при достаточно мощном слое торфяной корки. При наращивании насыпи на болотах с низкой несущей способностью или глубоких, но коротких, сначала необходимо засыпать траншеи на высоту не более 0,2-0,3 м над поверхностью болота, а затем отсыпать насыпь продольной возкой грунта с послойным уплотнением.
Работы по устройству траншей, прорезей, водоотводных канав и рыхление растительно-корневого покрова следует производить экскаваторами, канавокопателями или взрывным способом преимущественно в зимнее время. Землеройная техника должна быть болотной модификации (с уширенными гусеницами и т. п.). Толщину дополнительного слоя грунта временной пригрузки плавающей насыпи на болотах I и II типов назначают в пределах 1-2 м, а время выдерживания от 1 до 12 мес. (определяют индивидуальным проектом); при этом периодически проверяют устойчивость основания насыпи.
Под гусеницы экскаваторов строительной модификации необходимо подкладывать щиты. Расход материалов для щитов на 1000 м выторфованного грунта круглый лес диаметром 18 см - 0,13 м8, болты металлические диаметром 18 мм - 1,25 кг.
Некоторые расчетные данные, необходимые при выторфовывании болот: производительность на выторфовывании экскаватора-драглайна, (м8/ч).
Вертикальные дренажи во много десятков раз сокращают время стабилизации насыпи на болотах. Величина пути прохода воды через насыпь с вертикальными дренами составляет 1,5-2 м, а при отсутствии дрен 8-10 м .
Общие данные по устройству вертикальных дрен. Способы устройства вертикального дренажа. Бурение с постепенным заполнением скважин песком. Промыв при помощи обсадных труб с укладкой песчаной подушки толщиной 25-30 см (впоследствии трубы вынимают из торфа); вибропогружение обсадных труб; заполнение дрен сухим песком (в шахматном порядке по всей площади основания через каждые 1,5-3 м). Гидромеханизация.
Средства производства работ. Специальные буры диаметром 300- 600 мм к буровой машине. Направляющие мачты и копровая установка; насос и насадки на трубы; вибропогружатель; экскаватор с ковшом 0,15-0,25-0,4 м3 или погрузчик для погрузки песка в трубы; обсадные трубы (опускаемые в торфу с наголовником и самораскрывающимся башмаком; передвижная электростанция.
Гидромонитор с насосной установкой. Один комплект труб рассчитан на каждые 100 дрен при диаметре 45-60 см и на, 300 дрен при диаметре 35-4 5 см.
Осадка насыпей на болотах составляет около 25% от толщины отжимаемого слоя торфа под насыпью высотой 1-3 м, возводимой с. частичным выторфовыванием, и 50-60%-под насыпью высотой 3-4 м, возводимой без выторфовывания (при толщине отжимаемого слоя торфа до 4 м).
Земляное полотно из переувлажненных грунтов. Переувлажненные грунты для возведения земляного полотна необходимо предварительно пошить. Способы осушения переувлажненных грунтов. Способ осушения. Механический. Термический. Отжатие избыточной воды. Обработка активными добавками. Условия применения способа осушения. Только для песчаных и супесчаных грунтов с содержанием глинистых частиц не более 3-4%. При осушении отдельных небольших площадок и при закреплении оползней.
При возведении достаточно высоких насыпей - 3 м и выше в условиях расположения слоев насыпи ниже зоны промерзания.
При использовании в земляном полотне переувлажненных пылеватых песков, супесей и легких суглинков. При этом грунты должны иметь, влажность: для пылеватых песков и легких супесей 1,7-т-1,5Во (1,0ч-0,9й7т) и для тяжелых и пылеватых суглинков, а также глин 1,6-4-1,410 (0,98н-0,8й7т).
Реализация принимаемого способа осушения. Вибрирование, вибровакуумирование. Высушивание и обжиг грунтов горячим воздухом и газом. Использование собственной массы грунта насыпи. Устройство промежуточных слоев из зернистых грунтов. Естественное высушивание или с помощью инертных добавок, а также с применением сухого грунта.
Обработка: известью, цементом, золой уноса, гипсом, безводной кристаллической фосфорной кислотой и др. (предпочтение - негашеной извести) с использованием специальных распределителей цемента (с загрузкой в бункер только механическим способом), а также грунтосмесительных машин.
Рекомендуемые добавки вяжущих материалов для осушения переувлажненных грунтов. В числителе приведено количество негашеной извести или золы уноса (в расчете на чистый СаО + МвО); в знаменателе - количество портландцемента марки ЭТО. При применении низкомарочных цементов указанное его количество должно быть увеличено в 1,1-1,3 раза.
Земляное полотно из переувлажненных грунтов возводится преимущественно бульдозерами и скреперами. На слабых неукрепленных основаниях возведение насыпей из переувлажненных грунтов не допускается. Укрепить такие основания можно осушением верхней его части активными добавками или отсыпкой нижнего слоя насыпи на толщину 30-40 см из песка или супеси. Количество товарной извести или активных зол уноса в процентах от массы сухого грунта определяют с учетом активности материала.
В -содержание СаО + М§О в негашеной извести или в золе; %; К - коэффициент, учитывающий влияние цементной составляющей золы (1,2-7-1.5); при подсчете требуемого количества извести К=\.
Работы по осушению активными добавками можно производить до наступления устойчивых отрицательных температур. Уплотнение производят катками на пневматических шинах или виброкатками.
Сооружение земляного полотна в скальных грунтах, в засоленных грунтах, в зонах пустынь и полупустынь. Земляное полотно в скальных грунтах. При разработке скальных грунтов и устройстве полувыемки-полунасыпи необходимо сооружать в зависимости от местных условий с низовой или верховой стороны подпорные стенки или парапеты. Подпорные стенки не возводят при врезании земляного полотна целиком или большей своей частью в массив косогора.
Скальные выемки разрабатывают преимущественно, взрывным способом. Буровзрывные работы выполняют специализированные организации. Для уменьшения количества «негабарита» применяют рассредоточенные скважинные заряды со шпурами между ними.
Особые технологические приемы производства работ применяют для сооружения насыпей из крупнообломочных и раздробленных скальных грунтов. В этом случае важно обеспечить отсыпку раздробленного камня - крупного в нижние слои, мелкого в верхние слои насыпи, а также необходимую устойчивость откосов насыпи с соответствующим подбором уплотняющих средств и режима уплотнения. При прохождении дороги в карстовых районах земляное полотно, как правило, сооружают путем предварительной засыпки карстовых воронок и дальнейшей отсыпки местного грунта (лучше глинистого) с послойным уплотнением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий