среда, 15 декабря 2010 г.

Производство земляных работ

Скорость потока при устройстве полотна дороги на скальных косогорах зависит от производительности экскаватора и составляет в среднем 25-30 м в смену, а в благоприятных условиях рельефа-до 100 м в смену. В процессе разработки горных склонов должно быть обеспечено постоянное наблюдение за устойчивостью скальных обломов и всего склона выше места работ. Отсыпку грунта осуществляют по схеме «от себя» (табл. IV.29).

Земляное полотно из засоленных грунтов. Использование засоленных грунтов возможно при слабой засоленности (0,3-0,5-1% по массе) и при средней засоленности (0,5-2% при хлоридном засоленении и 1-5% при сульфатном засолении). Сильно засоленные грунты (2,5-8%) пригодны лишь при выполнении дополнительных мер, например устройства капилляров прерывающей прослойки (на глубине 65-75 см от поверхности покрытия). Избыточно засоленные грунты непригодны.

Наиболее рациональными периодами года для производства земляных работ в засоленных грунтах с высоким уровнем грунтовых вод являются; при связных грунтах - лето и осень до начала дождей; при песчаных грунтах - весна и начало лета. При отсыпке малых насыпей в условиях сильного засоления целесообразно выполнение земляных работ в весенний период, когда засоление в верхних горизонтах грунта уменьшается. В летний период встречающиеся тонкие солевые корки следует при возведении насыпи предварительно разбить кулачковыми каткам или бульдозерами для равномерного распределения в массе грунта.

При необходимости рыхление скальных грунтов взрывным способом: методом шпуровых зарядов - при разработке неглубоких выемок до 3 м; методом котловых шпуров - при глубине выемки до 5 м или любой глубины уступами по 5 м; методом рассредоточенных скважных зарядов - при разработке выемок глубиной более 5 м. Глубину скважин назначают с недобуром на 10-15% от высоты разрабатываемого грунта

Работы выполняют; взрыванием на рыхление кусками; на выброс или на сброс (с образованием полувыемок) с относительно малым объемом грунта, перемещаемого в продольном направлении; направленным выбросом из выемки в заданном направлении; контурным взрывом (при наличии массивных, слаботрещиноватых и плотных пород горизонтальной слоистости) и косогоров.

Станки глубокого бурения; станки бурильные; бурильные молотки массой 17-19 кг; передвижные компрессоры, производительностью до 10м3/мин; передвижные бурозаправочные станции; передвижные склады.

Экскаваторы скальные с ковшом 0,65-1,25 м3. Бульдозеры на гусеничных тракторах класса 5-10 и 15 тс. Доработка скальных выемок после. Выполняют следующие работы: дробление «негабаритов» (кусков породы, не помещающихся в ковш экскаватора) накладными зарядами; разравнивание навалов разрыхленного грунта; удаление взорванного грунта с откосов выемки и снятие нависших камней и козырьков; доведение выемки до проектного очертания; выравнивание основания площадки.

Последовательность производства работ: при разработке выемки с частичным выбросом раздробленный грунт используют для нижнего слоя насыпи; верхний слой насыпи отсыпают из наиболее мелкого камня, приближающегося по размерам к щебню основания дорожной, одежды (во избежание проваливания камня из основания в тело насыпи). Необходимо обеспечить устойчивость горных склонов, для чего устраивают полку рабочего проезда 3,5 м (при разработке полувыемки) с последующим уширением полки до проектного очертания земляного полотна. Откосы выкладывают из крупных камней, тычком к поверхности откоса взрывов «на выброс»

Компрессоры, малые бурильные молотки (массой до 8 кг) для мелкошпурового бурения; колонковые бурильные машины БТС и БМК; станки с погруженными пневмоударниками. Глубина бурения 3,5 м и более в последующим взрыванием. Универсальные бульдозеры на тракторах Т-130, Т-180, ДЭТ-250; экскаваторы скального типа с ковшом объемом до 2 м3 раздробленных скальных грунтов.

Экскаваторы скального типа и автомобили-самосвалы; бульдозеры большой мощности; уплотняющие средства - моторные тяжелые катки, трамбующие машины, пневмоколесные тяжелые катки, решетчатые катки. Экскаваторы-планировщики.

Порядок производства работ. При устройстве и уплотнении насыпи размер крупных включений должен не превышать 250 мм в ребре и быть не более % толщины уплотняемого слоя грунта.

Насыпи из крупнообломочных грунтов, содержащих более 30% глинистого заполнителя, уплотняют при влажности мелкозема не выше оптимальной, а при содержании менее 30% влажность должна быть около 1,3 от оптимальной. Уплотняют легковыветривающиеся крупнообломочные грунты 10-12 проходами тяжелых катков на пневматических шинах.

Сооружение насыпей в карстовых районах. Все карстовые воронки в основании насыпи засыпают местным глинистым грунтом с послойным трамбованием (предварительно воронку расчищают до Дна или до твердой породы); щели и отверстия на дне воронки плотно заполняют глинистым грунтом или заливают глинистым раствором; источники на дне или в откосах каптируют или отводят.

Средства механизации. Экскаваторы с думперами или бульдозеры большой мощности; уплотняющие средства- механические или электрические трамбовки или трамбующие плиты экскаваторов. Сооружение земляного полотна на засоленных грунтах

Порядок производства работ. Средства механизация. Возведение насыпей в солончаках из резервов глубиной 0,5-0,6 м. Снятие верхнего «пухлого» слоя солончаков и складывание его в отвалы за резервами. Разработка грунта в резервах с перемещением его в насыпь (из-за высокого стояния грунтовых вод резервы закладывают на глубину не более 0,5-0,6 м). Разравнивание, планировка и уплотнение грунтов насыпи (до уровня низа дорожной одежды). Досыпка обочин (после укладки основания и покрытия дороги) и их планировка.

Бульдозеры и автогрейдеры) грейдер-элеваторы - только в случае залегания грунтовых вод не ближе 1 м от поверхности земли. Автогрейдеры и катки на пневматических шинах. Бульдозеры и автогрейдеры. Возведение насыпей в солончаках из резервов глубиной 0,25-0,40 м (безрезервный профиль).

Снятие растительного покрова на толщину 5-10 см и складывание его в валики за пределами резервов. Разработка резервов глубиной 20-30 см (суммарно не более 40 см) и шириной 25- 30 м в каждую сторону; внешний откос резерва - с заложением не более 1 :5.

Разделка внешнего и внутреннего откоса резервов и разравнивание валиков растительного слоя по всей площади резервов. Возведение насыпей из привозного грунта (при пересечении мокрых глинистых и суглинистых солончаков). Снятие «пухлого» и верхнего неустойчивого. Бульдозеры слоя с уборкой его за пределы полосы отвода. Разработка грунта в карьере.

Отсыпка насыпи из привозного грунта слоями на полную ширину насыпи с разравниванием и уплотнением; нижний слой насыпи рекомендуется отсыпать из привозных, хорошо дренирующих грунтов. Разравнивание и послойное уплотнение слоями толщиной до 25 см при связных грунтах и до 30 см при песчаных грунтах. Экскаваторы о транспортными средствами или самоходные скреперы. Бульдозеры и автогрейдеры; катки на пневматических шинах. Автогрейдеры и уплотняющие средства (каток на пневматических шинах, ударно-трамбующая машина, плита экскаватора и др.)

Работы выполняют бульдозерами или автогрейдерами; грейдер-элеваторы используют только в случае залегания грунтовых вод не ближе 1 м от поверхности земли.

Режим влажности засоленных грунтов перед их уплотнением: при искусственном увлажнении маловодоустойчивых солончаков - не более 0,9 УРОт оптимальной; при естественной влажности связных грунтов более 1,1 №Опт их следует просушивать на воздухе (отдельно каждый разравненный слой) или добавлять 2-3% негашеной извести; при недостатке влаги грунт уплотняют немедленно, не допуская его просыхания.

На солончаках и солонцах с затрудненным стоком и необеспеченным отводом воды из резервов между подошвой насыпи и резервов устраивают бермы шириной 1,5-2 м. Рекомендуемые поперечные профили засоленного земляного полотна: резервный, безрезервный, коллекторный.

Земляное полотно в зонах песчаных пустынь и полупустынь. В зонах песчаных пустынь и полупустынь земляное полотно рационально возводить в зимне-весенний период, когда грунты наиболее влажные. Для механизации этих работ рекомендуется использовать: бульдозеры (с уширителями отвала) при работе по схеме «в траншее», глубина которой не более 0,6 м; экскаваторы-драглайны без транспортных средств; комбинированную работу экскаваторов «в отвал» или с перекидками и бульдозеров; прицепные тяжелые грейдеры на отделочных и планировочных работах; катки на пневматических шинах.

В барханных песках при возведении насыпей поперечную разработку резервов (с перемещением грунта на расстояние 15-25 м, а в отдельных случаях-до 40-50 м) и выемок (с устройством продольной траншеи, а затем поперечных - от середины к концам выемки глубиной до 2-2,5 м) рекомендуют выполнять бульдозерами или Скреперами.

Коэффициент наполнения ковша скрепера 0,6-0,7 при влажном в 0,3-0,5 при сухом барханном песке. Укладку привозного связного грунта из карьера при устройстве защитного слоя под дорожной одеждой производят «от себя». Уплотнять этот слой следует при оптимальной влажности пневмоколесными или тяжелыми гладкими катками. Сухие грунты перед уплотнением увлажняют.

Нормы расхода воды: 20-25 т/100 м3 грунта (III и IV дорожно-климатические зоны). Коэффициент уплотнения грунта защитного слоя - не менее 0,98. Немедленно после укатки защитного слоя следует устраивать основание дорожной одежды. Защитный слой можно устраивать из связных грунтов, а также из мелких и пылеватых песков, укрепленных вяжущими материалами (цементом, жидким битумом с добавкой водного раствора катионного препарата типа Э-1). Для предотвращения выдувания песка работы ведут непрерывно.

Законченные участки немедленно укрепляют; пески, прилегающие к земляному полотну, закрепляют одновременно Меры, которые обеспечивают укрепление песков,- следующие; прежде всего поперечному профилю дороги необходимо придавать плавные очертания; канавы делать небольшой глубины при большой ширине поверху, плавно сопрягая их с профилем земляного полотна.

На придорожной полосе следует выравнивать резервы и кавальеры (в пределах 40-60 м с каждой стороны) и убирать остатки материалов. Откосы и придорожную полосу обрабатывают органическими вяжущими; наиболее радикальны в качестве укрепляющих средств насаждения растительности, не требующей много влаги. Не рекомендуется устанавливать оградительные щиты. На заросших песках растительность следует оберегать и защищать.

Сооружение земляного полотна в районах искусственного орошения. Меры по предохранению от затопления оросительной системы. Размещение сооружений и производство работ. Средства механизации. Устройство защитных водосбросов. Устройство защитных кавальеров. Устройство коллекторов между магистральным оросительным каналом и земляным полотном (для понижения уровня грунтовых вод)

Вдоль внешней бровки резерва (внутри него) устраивают односторонние или двусторонние водосбросы. Защитный водосброс выполняют в виде канав глубиной 1 - 1,2 м с шириной дна до 0,5 м и с полуторными откосами. Канавы роют за 1-2 прохода канавокопателя или за 12-15 проходов грейдера.

Располагают кавальеры на расстоянии 1 м от внешней бровки резервов; кавальеры устраивают при отделочных работах и в период подготовительных работ из снятого слоя слабого грунта и растительного слоя.

Коллекторы сооружают одновременно с устройством земляного полотна в 3-4 м от подошвы насыпи. Грунт для насыпи берут из канавы коллектора. Насыпь возводят послойно с уплотнением. С другой стороны насыпи в 2-3 м от ее подошвы обязательно устраивают боковую водоотводную канаву (кювет).

Канавокопатели, применяемые при гидромелиоративных работах, или тяжелые грейдеры с откосниками-канавокопателями. Бульдозеры на тракторах Т-100 или Т-130, тяжелые грейдеры или автогрейдеры. Экскаваторы-драглайны ковшом емкостью 0,5-0,8 м; тяжелые автогрейдеры или бульдозеры; уплотняющие средства (преимущественно реверсивного хода) - катки на пневматических шинах, трамбующие машины; канавокопатели или тяжелые грейдеры с откосником.

Следует учитывать, что в условиях строительства земляного полотна в зоне песчаных пустынь и полупустынь производительность машин на 20-25% ниже, чем при работе в обычных условиях; коэффициент наполнения ковшей скрепера или экскаватора не превышает 0,8. Рабочие режущие органы землеройных машин требуют более частой смены, так как быстро затупляются; требуется более Частая смазка всех трущихся поверхностей и установка воздушных фильтров.

Движение технологического транспорта можно допускать после уплотнения укрепленных грунтов: при применении органических вяжущих - на второй день, а при неорганических вяжущих - через 5-7 дней.

Земляное полотно в районах искусственного орошения. При содержании земляного полотна в районах искусственного орошения особое значение имеет режим уплотнения. Требуемая плотность грунта при устройстве покрытий капитального типа - 0,98 от максимальной при стандартном уплотнении по всей высоте насыпи; при усовершенствованных облегченных, а также переходных типах покрытий 0,95.

Толщина каждого слоя 20-25 см, а при использовании тяжелых пневмоколесных катков допускают до 30-40 см в плотном теле. При близких грунтовых водах рекомендуют возводить земляные полотно в период наибольшего понижения их уровня - во вторую половину лета и осенью до начала дождей. Рытье дрен и коллекторов следует производить лишь при обеспеченном стоке воды.

Устройство покрытий капитального типа необходимо предусматривать на следующий год в случае отсыпки высоких насыпей на участках пересечения оврагов, балок, промоин и т. п.

Производство земляных работ в зимний период и в условиях вечной мерзлоты. Земляные работы в зимний период. В зимний период можно: разрабатывать выемки и карьеры в сухих песчаных, гравийно-галечных и скальных грунтах; возводить насыпи или отсыпать кавальеры из этих грунтов; устраивать насыпи на болотах при условии замерзания болот на глубину, обеспечивающую безопасную работу землеройных и транспортных машин; разрабатывать скальные выемки с организацией массовых взрывов «на выброс» и с использованием скального грунта после его разрыхления для возведения насыпи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий